В школу

После кавказской войны правительство приняло-таки постановление о создании кадровой армии федерации, на основе предложенной казаками программы. В школе была введена программа, предусматривающая воспитание и обучение казачьей молодежи. Конституцией узаконили подготовку казака к воинской службе с младшего школьного возраста.

К началу годичной действительной службы в вооруженных силах молодые казаки, обученные и воспитанные по этой программе, должны были иметь навыки и знания, соответствующие квалификации кадрового военного. Вооруженные силы должны получить готовых воинов всех родов войск. Основные направления – погранвойска, воздушно-десантные войска, морская пехота. В течение годичной действительной службы, при необходимости, казаки проходили подготовку для службы в других родах войск. Отслужив год, казаки В школу переходили в статус контрактников на срок 8 лет. За это время они на вечернем и заочном обучении оканчивали один из вузов народного хозяйства и одно высшее военное училище. По окончанию 8-летней контрактной службы, они либо уходили в запас, либо оставались в вооруженных силах на офицерских и прапорщицких должностях.

Кроме формирования классов, были сформированы сотни, взводы, отделения и тройки. Введены должности: командир сотни – военрук школы, командир взвода – офицер-отставник, командир отделения – школьник старшей группы, помощник командира отделения – школьник этой группы, тройка – односумы, учащиеся этого отделения. Для девочек – наставница, опытный педагог, одна на школу, воспитательница – по одной на 50 девочек.

На офицерский состав возложена В школу ответственность за физическую, психологическую и военную подготовку. Школы закреплялись за воинскими частями, дислоцированными в Южном регионе, а девочки – в больницах и госпиталях. Девочки, окончив школу, приобретали профессию военной и домашней медицинской сестры.


Рис с лавкой


Готовя детей в первый класс казачьей школы, родители подготовили и новую форму, сшитую на выделенные государством деньги. Эта форма, подготавливалась на Новочеркасской швейной фабрике, дома оставалось только подогнать ее. Мария Николаевна, мать Вани Попова, примеряла на сына шорты с узенькими лампасами, поправила куртку с шевроном на рукаве и золотой вышивкой на белой нашивке выше левого нагрудного кармана. «Попов Иван, I группа Н.-Кундрюченской В школу учебной сотни». Темно-синий берет с трехцветным шевроном и значком – белый олень, пронзенный стрелой – Ваня надел сам, сдвинув его чуть-чуть набекрень.

Любуясь сыном, мать подвела его к зеркалу:

– Смотри, сынок, какой ты ладный!

На Ваню из зеркала смотрел сероглазый подтянутый мальчик с плотно сжатыми губами и чуть сдвинутыми бровями. Из-под берета вился небольшой чубчик.

В зал вошли остальные члены семьи, разместились возле киота, бабушка зажгла свечи, прочитала молитву, благословила внука. Каждый член семьи тоже благословил его. Дедушка напутствовал:

– Береги честь смолоду! Будь крепок в дружбе и товариществе. Почитай старших, не обижай малых и слабых, а будь им защитником В школу. Учись жить в коллективе, познавай науки и воинское дело. Будь смел, справедлив и милосерден. Во всех делах и поступках советуйся со своей совестью, она не обманет. Не стыдись, если что не понял. Ищи ответа у своей совести, в книгах и у людей, которых уважаешь!



Как и все ученики, Ваня шел в школу без сопровождающих. Постепенно формировались группки. Ребята шли спокойно, понимая значительность происходящего, и без лишних разговоров. Из-за заборов исподтишка за ними следили родные. Приветствовали каждого встречного, и те с улыбками отвечали им. В школьном дворе их выстроили на правом фланге линейки, офицеры в парадной форме В школу встали у школьного и казачьего знамени.

Горнист протрубил: «Слушайте все!». Руководитель линейки подал команду: «На молитву!» Из школы вышел иерей, отец Петр, причет и певчие – хор старшеклассников. Отслужили молебен, окропили водой учеников и учителей. Торжество изредка нарушалось писком девчат, которым святая вода попадала на щекотливые места.

Директор сказал речь, выступили несколько учеников. О чем они говорили – первоклассники не очень поняли, но торжественность момента и свое особое положение почувствовали. Их ненадолго отпустили размяться и побыть возле родных, затем построили и развели по классам.

В Ваниной семье, кроме него, были еще дети – 14-летний Митя и 15-летняя Аня, Нюра. Дети жили дружно, хотя сестренка В школу и командовала братьями, подчеркивая свое старшинство. Но они очень любили ее и охотно подчинялись. Братья большую часть свободного времени проводили с дедом. Ваня буквально ходил за ним по пятам. Дед плотничает – внук тоже что-то стружит, забивает, подносит дощечки, гвозди. Дед возится с мотоциклом – Ваня на подхвате. С места работы то и дело слышится:

– Ключ на 14!.. подай малую отвертку… подай банку с солидолом… держи тут, да поровней!..

Бабушка любит за ними подсматривать – остановится в сторонке, выпростает уши из косынки и, улыбаясь, слушает. Однако после работы выговаривает деду:

– Ты посмотри, на кого он похож! Опять купать надо!

Тот неизменно ответит В школу:

– Вылитый я, только трошки погрязней будет, а купать никогда не вредно!

Был у ребят свой верстачок и столярный инструмент – маленькие копии дедушкиных, которые дедушка им приготовил сам. Ребята днями возились со скворечниками, синичниками, кормушками. Некоторые из них мало чем отличались от дедушкиных.

Как-то раз Митя принес бабушке скамеечку собственного производства, даже не скамеечку, а низенькое креслице – прочное, отполированное, покрытое лаком, с цветочной росписью, очень удобное. Оно порадовало бабушку. Ваня посопел, слушая похвалы бабушки, и через несколько дней принес ей разделочную доску. Фигурная дубовая доска была тщательно отполирована, а на ручке выжжены огурец и морковка. У бабушки слезы В школу навернулись на глаза, и защипало в носу:

– Моя же ты жалочка, заботушка моя! Дай тебе Господь вырасти хорошим казаком!

– Я вырасту, бабуля, я буду как папа и дедушка. А ты сшей мне форму как у Мити.

– Нельзя, чадушка моя, это ведь форма. Вот пойдешь в школу, тогда и тебе справим. А дома ведь и Митя ходит, в чем попадя.

– Ладно, бабуля, – вздохнул Ваня, – я подожду.

Сестренка Анечка – обычное уличное «Нюра» как-то не прижилось к ней, все знакомые и родные звали Анечка, Аннушка, Аня – бабушкина и мамина помощница, общая любимица в семье, и среди сверстников – непререкаемый авторитет. Покормить животных В школу и птицу, подоить и управить корову у ловкой девочки занимало немного времени. Убрать в доме, постирать, погладить – все в ее руках совершалось быстро и красиво. Ее фигурка мелькала во дворе так, что возникало впечатление, что здесь не одна, а три или четыре девочки. Она хорошо готовила, красиво сервировала стол, с дошкольного возраста увлекалась рисованием. Особенно любила рисовать пейзажи. К 15 годам ее рисунки уже получали призы на районных и областных выставках самодеятельных художников. Зрительная память у нее была вообще изумительная. Мать иногда шутила, обнимая ласкающуюся к ней дочку:

– От счастье кому-то привалит – не жена, а клад!

Аннушка, бывало В школу, зальется краской, аж слезы выступят:

– Ну вас, мама! Я никогда замуж не пойду, всегда с вами жить буду!

Мать, русоволосая, с большими карими глазами, длинными черными ресницами, белолицая, румяная, сверкнет улыбкой, еще сильней прижмет девочку к себе:

– Неужели, доня моя, ты не хочешь быть как твоя мама? Иметь таких славных детей, такого доброго мужа, как твой папа?

Аннушка на минутку задумается:

– Не знаю, может, и захочу…

– Всему пора, ласточка моя. Вылетишь и ты из родного гнезда. Где-то растет и твоя половина. Может, это и есть твой рыцарь Алеша. У вас с ним все хорошо? Через два года он закончит В школу институт, а ты, моя красавица, как все правнуки бабушки Кили, созреешь к этому времени.

Аннушка промолчала. Бабушка и мама с младенческого возраста готовили Аннушку к семейной жизни. Ей незаметно, потихоньку открывали то, что для ее сверстников оставалось тайной, или почерпнутое из случайных источников.

Аннушка уже имела понятие о любви, девичьей чести, супружестве. Она получила их из собственных наблюдений, из книг, умело подобранных матерью в домашней библиотеке, бесед с бабушкой и мамой. Ей достаточно было поймать их иронический взгляд в сторону современной парочки, чтобы понять – что-то здесь не так, как должно быть. Быстро смекала, в чем дело и стыдливо отводила глаза В школу. Взаимоотношения полов в ее понятии сформировались в простых и понятных истинах. Это так не должно быть, потому что вредно, плохо, позорно, ненужно. А это так и должно быть, потому что полезно, нужно. Половые отношения животных и птицы находила естественными, нужными для продолжения их вида, естественным врожденным инстинктом. Мать, учительница биологии, доступно объясняла девочке эти свойства жизни. Знала девочка, почему животных не случают раньше полного физического и полового созревания, видела, как болеют и становятся малопродуктивными рано слученные телочки, не в силах выкормить своих телят, маленьких и слабеньких. Знала, что без петуха куры несут яйца, негодные для инкубации и В школу сама могла отбраковывать их.

Мать сумела тонко и незаметно помочь дочери понять
естественную красоту и значение супружеских отношений и обязанностей. Дедушка и бабушка были однолюбы. Сын пошел в них. Влюбившись в стройную грациозную Машеньку, выросшую рядом, он не обращал внимания на других девчат. Красоту видел, но воспринимал ее как что-то отвлеченное, как красоту картины. Не видел он в них той прелести, которой так и светилась его любимая. Один ее вид кружил мужчинам головы и вызывал зависть у женщин. Будучи старше Машеньки на 8 лет и зная ее со дня рождения, Алеша осознавал ее как неотделимую часть своей жизни. Броская В школу красота и женственность сочетались у Маши с бедовостью, умом, волей и безупречной нравственностью. Стоило парню или мужчине протянуть руки или сделать пошлый намек, презрительный огневой взгляд ставил его на место. С каждым годом ее любовь и привязанность к семье становилась все сильней и сильней, и все свое очарование она несла ей.

Алексей всегда старался быть поближе к жене. Он любовался тем, как она ловко управляется по хозяйству или задумчиво сидит за учебником. Заметив его манипуляции, позволяющие находиться поближе, Маша укоризненно грозила пальцем и качала головой:

– Не отвлекай, Алеша, дел много!

Если же в доме никого не было, с сердитым видом В школу откладывала работу, подходила и бросалась ему на шею. Обнявшись, они уходили в спальню, щелкал замок. Маша выглядела гораздо моложе своих 32 лет. На фоне современных наштукатуренных вульгарных девиц выглядела 18-летней. Аннушка обещала со временем стать ее копией. Уже сейчас в полной очарования девочке просматривалась неординарная личность. Подруги и школьные товарищи относились к ней бережно, уважительно. Ценили за доброту, чуткость и умение постоять за себя. С родителями мужа у Маши сложились очень теплые отношения. Они относились к Маше как к родной. Соседи удивлялись: – Надо же! За пятнадцать лет не только ссоры – косого взгляда не замечали. Все «мама», «папа» да В школу «Машенька». Молодые жили в новом доме, построенном перед женитьбой Алеши, старики приходили туда только на время, а затем и совсем остались в своем старом курене. Не хотели там жить, хотя места было с избытком. Домашнее хозяйство вели сообща, хотя старики большую часть работы брали на себя.

Сын шоферит, невестка учительствует и учится заочно. Маша как-то завела разговор об академическом отпуске, но старики удивились – мы не перегружены, сами управимся по домашнему хозяйству, да и дети уже хорошо помогают. Через год Маша получила диплом.

Воспитание и обучение казачьей молодежи в школе, дома, на улице.

На областном симпозиуме представителей вузов, школ и В школу молодежных организаций было принято решение вести этот процесс по трем направлениям – воспитание телесное, трудовое и спортивное; воспитание воинское, воспитание семейное. Неожиданная полемика возникла при решении вопроса – нужен ли для воспитания идеал, что может им стать? Пришли к выводу, что воспитывать без идеала невозможно, что-то нужно ставить в пример. Людей идеальных нет, следовательно, необходимо идеализировать качества человека, наиболее соответствующие требованиям современной жизни и уже подтвержденные историческими фактами.

Казак должен обладать физическим здоровьем, трудолюбием, выдержкой, добротой, преданностью, скромностью, справедливостью, честностью, мужеством. Казачка должна быть добрая, милосердная, любящая, хорошая хозяйка, умелая и грамотная мать, преданная семье и общине, почитающая старших, верная помощница В школу супругу. Наиболее подходящий возраст для создания семьи у мужчин 23-25 лет, у женщин – с 17 лет.

Создание семьи – самый ответственный период в жизни. Начало семейной жизни означает, что с этого момента мужчина и женщина вступают в неразрывную связь. Они ответственны друг за друга перед своей совестью, общиной, будущим потомством. С этого момента их жизнь меняется в корне; у общинной жизни в цепи, появляется новая ветвь. Основным правилом становится: «Жизнь – для семьи». Семья – основа рода, общины, государства. Личные интересы должны гармонично совпадать с интересами семьи. Разрушение семьи недопустимо! Оно противодействует добру, оно противоестественно для казаков и православной веры. Весь уклад жизни В школу казачьей общины должен способствовать сохранению семьи. Случаи распада семьи следует рассматривать как чрезвычайные происшествия, обсуждать на круге и принимать решение. Виновные в разрушении семьи должны покинуть свою общину, дети до 14 лет остаются на воспитании невиновного родителя и родичей. Дети в возрасте более 14 лет выбирают родителя, с которым они желают остаться. Если кто-то из детей останется с родителем, признанным виновным в разрушении семьи, это служит тому частичным оправданием. В таком случае должно выноситься решение круга – виноваты оба. Пусть живут, как хотят!

С момента появления внучат, дедушка и бабушка становятся основными воспитателями. Быть воспитателями нового поколения – самая ответственная и почетная В школу обязанность стариков. Воспитательная роль родителей при этом сводится к подаче личного примера. Им предоставляется возможность жить полноценной жизнью. Молодым бездетным парам, следует брать на воспитание младенцев-сирот, если их не взяли близкие родственники, крестные родители. Сироты более старшего возраста могут воспитываться у близких родственников. В их воспитании и содержании должна принимать участие и казачья община.

Воспитание и выращивание нового поколения – дело общее: казачьей общины, регионального правления и государства. Взрослые, показывающие дурной пример сами, или не принявшие мер к таким лицам, несут ответственность перед общиной. В воспитании следует широко использовать: обычаи, обряды, традиции, сказания, былины, литературу. Духовенству следует создать условия для В школу исполнения пастырских обязанностей без взимания мзды. Содержание храма и церковного причета должно состоять из добровольных пожертвований, отчислений от прибыли и фондов патриархата.

При воспитании и обучении, следует избегать принуждения. Орудием воспитателя должны стать игровые развлекательные методы. Детей нужно заинтересовать игрой, и уже в ее процессе помочь им приобрести навыки и знания. Жизненный опыт надежнее всего приобретается путем проб и ошибок. Вряд ли следует ребенка-исследователя, протянувшего руку к огню, оттаскивать и уговаривать. Лучший эффект даст предупреждение – нельзя, больно! Слегка обжегшись один раз, он будет впредь осторожнее с огнем. Внуки должны вертеться возле деда и отца, внучки – возле В школу бабушки и матери, участвуя во всех домашних делах. Это создает изрядные помехи, но крайне необходимо для приобретения навыков с использованием любопытства и доброй воли. Следует приветствовать детскую самостоятельность – я сам! Пусть малыш сам вымажется, как поросенок, но приобретет крупицу опыта. Пусть малышка путается под ногами, вымажется в муке, глине, но она участвует в трудовом процессе, видит результаты своего труда. «А вот этот вареничек сделала Любочка! Какой он красивый и вкусный!» Или: «А вот этот помидорчик посадила Танечка! Смотрите, что за помидорчик вырос, какой куст красивый, какие помидоры там!»

Особое внимание следует обратить на отработку у детей понятий «хорошо», «плохо», «полезно В школу», «вредно», «можно», «нельзя», «нужно».

«Я хочу» – в процессе воспитания всегда должно корректироваться. Малышам нужно организовывать совместную игру, в которой они могли бы обмениваться игрушками и убеждаться в том, что чужие игрушки не лучше своих. Преимущество кого-то обычно вызывает зависть, недовольство своим положением в группе. Эти чувства следует гасить сравнением: «А что тут такого? Он быстрее плавает, зато ты лучше бегаешь», или: «Никто не может делать все лучше всех. Она лучше вяжет, но ты лучше вышиваешь». Это будет безболезненно удовлетворять потребность в выражении своего «Я».

Дети должны гордиться тем, что они принадлежат к славному казачьему роду, уважаемой семье, но нужно пресекать В школу всякую возможность превращения гордости в гордыню.

Гордость – благородное чувство, позволяющее человеку так вести свой образ жизни, чтобы он был в глазах других людей на высокой ступени нравственности. Гордый человек не позволит себе поступков, порочащих его. В критике и самокритике он оценивает свои недостатки и стремится к их ликвидации. В осуждении своих поступков другими людьми он находит объективные этому причины. «Если меня критикуют, значит, либо я поступил неправильно, либо меня неправильно поняли. Если со мной конфликтуют, то нужно признаться, что в конфликте прав более умный. Если я обвиняю в конфликте своего противника, то, следовательно, считаю себя более умным, то есть В школу виновным в том, что поддался на провокацию, на конфликт. Если мы оба считаем себя умными, то неправы оба. Глупцы всегда считают себя умнее других, поэтому ни один из них не может быть правым в силу своей глупости». Не конфликтуй, не враждуй, ищи мирное решение и избегай возникновения конфликта. Но если противник самонадеян, нагл и силен, пытается нанести тебе вред, применить насилие – не поддавайся! Стой на своем и вступай в борьбу, бейся до последнего, не позволяй себя запугать, закабалить. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях! Прежде всего, человечество должно избавиться от страха запугивания. Запуганный – игрушка в руках В школу сильных. К этому нужно приучать с детства.

Дети не должны разделяться на любимчиков и нелюбимых, иначе в семье возникнет вражда. Кроме того, избалованность ведет к гипертрофированной оценке собственного Я. Отсюда: капризы, требование особого внимания, чувство превосходства, желание командовать. Падает семейная нравственность, ухудшаются взаимоотношения, страдают все в семье. Особое внимание следует уделять детям-инвалидам. Им нужно создавать такие условия становления личности, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным, убогим, обделенным судьбой. Следует найти для него наиболее интересное, доступное для него занятие, которое позволило бы ему занять равное по ценности место в семье и обществе. Если у него физические недостатки – следует развивать тягу к В школу ремеслам, искусству. Ребенок должен быть уверен, что он нужен, его мастерство принесет ему уважение общества и обеспечит материальный достаток. Невозможность заняться спортом, воинским делом следует стимулировать искусством в труде. Не вполне развитые умственно, как правило, склонны к добротному труду, физическим нагрузкам, повышенной ответственности к порученному делу, эти качества у них и следует развивать.

Семейное воспитание нужно вести в направлении взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи, признания главенства интересов семьи над своими собственными, преданности, мужества и стойкости. Основой семейного воспитания должен стать принцип – довольствуйся необходимым, избегай излишеств, не позволяй страстям стоять выше разума, дорожи своей и чужой честью и человеческим В школу достоинством.


documentaumpeqj.html
documentaumpmar.html
documentaumptkz.html
documentaumqavh.html
documentaumqifp.html
Документ В школу